Безопасность гражданской авиации

Гражданская авиация — наиболее безопасный транспорт. Но авиакатастрофы — одна из любимых тем в СМИ. И поэтому люди так боятся летать самолетами. В чем же реальная опасность полёта?

Безопасность гражданской авиации

Большинство катастроф связано с посадкой лайнера. Основные причины этого – ошибки пилотов, неисправность навигационного оборудования. С чем связана эта проблема. Самолёт – конструкция достаточно хрупкая, а пилотирование – это не простой процесс. При посадке самолёта необходимо следовать с высокой точностью посадочной глиссаде. В начало взлётной полосы необходимо попасть с определённой скоростью и курсом. Недолёт или перелёт ведет к проблемам посадки и повреждению шасси. Также и заход на посадку осуществляется заблаговременно, при этом могут ухудшиться погодные условия.

Что же предпринимается для обеспечения безопасности. Существуют различные системы, предупреждающие о приближении к земле, радионавигационные, курсо-глиссадные системы. Наиболее продвинутые позволяют даже совершать посадку с нулевой видимостью.

Правда, есть ряд проблем применения этих систем (взаимодействие людей, помехи, выход аппаратуры из рабочего состояния). И уже довольно долго в аэронавигации нет больших новшеств. Это получается из-за сложности внедрения, сертификации. Для обеспечения безопасности применяются только проверенные и не раз уже послужившие средства, что затрудняет внедрение новинок. Но сейчас есть современные и программные продукты, и технические, которые могут значительно увеличить безопасность полёта.

Достичь надёжности оборудования возможно дублированием нескольких систем сразу. В перспективе необходимо совмещать малогабаритные и низко энергопотребляемые системы. В систему нужно внедрять самодиагностику (чтобы максимально быстро устранять сбои).

Большое значение имеет человеческий фактор. Пилоты устают, ухудшается их реакция, координация. Здесь возможно внедрение системы биометрии. И перехождения управления с ручного на дистанционное, что в таких ситуациях оправданно.

Проблема навигации может быть частично решена появлением радиоотражателей, с помощью которых суда могут передать свои координаты друг другу в настоящий момент. Это дополнительный канал информации (кроме уже имеющихся диспетчера и радара). Для этого должно быть соответствующее ПО. А при сближении с землёй можно использовать инфракрасные камеры определённых диапазонов для улучшения точности посадки.

Разработка подобного ПО – сложная задача, но столь необходимая.

Оцените статью